Главный источник
этого развития - общение: и неважно с
кем - это могут быть как сверстники, так
и взрослые. В процессе общения малыш
учится жить по правилам, учитывать свои
интересы и других, впитывает определенные
нормы поведения. Его окружающая среда,
которая также непосредственно влияет
на его развитие, - это не просто улица,
дома, расположенные по определенному
порядку вещи, это люди, которые группируются
по особой системе правил, отношений,
взаимодействия в обществе и дома. Каждый
человек вносит в жизнь ребенка что-то
свое, что-то новое, влияет каким-то
образом на его
поведение.
Взрослый показывает
свои навыки и умения, как контактировать
с одушевленными и неодушевленными: с
него ребенок берет пример, как бы копирует
его поведение. А детки учат друг другу
общению в своем маленьком мире. Личностное
развитие малыша - процесс, необходимый
как воздух: чтобы он стал полноценным
человеком, ему необходим контакт с
людьми, именно поэтому развитию ребенка
важно уделять особое внимание.
Первый и, пожалуй,
главный источник социально-личностного
развития ребенка - его семья. Она как бы
проводник, который передает малышу
знания, опыт, ценности, обучает его,
помогает приспособиться к жизни и
окружающей среде. Залог успеха в
правильном личностном развитии
ребенка- теплая
домашняя атмосфера, доверие, взаимопонимание,
любовь и уважение
друг к другу.
Социальное развитие
дошкольников происходит главным образом
за счет общения, элементы которого
присущи детям с младенческого возраста
(мимика, движения, звуки). Первый человек,
который "приводит" ребенка в мир
и учит его общению с окружающей средой
- его мама либо человек, который постоянно
контактирует с малышом. Начиная с 6
месяцев и до 2-х лет, общение ребенка с
взрослыми приобретает более ситуативную
форму, которая представляет собой
некоторое практическое взаимодействие.
Малыш все чаще заинтересован в вашей
помощи, совете или определенных совместных
действиях.
К трем годам у ребенка
возникает жесткая необходимость в
коллективе себе подобных. При контакте
с детьми, он входит в окружающую среду,
адаптируется в ней. Понимает и
принимает определенные правила - что
стоит делать в обществе, а чего не стоит,
как извиниться, подождать своей очереди,
как меняться, делиться.
В возрасте от 3-х до
5 лет дети начинают задавать все больше
вопросов о предметах, явлениях или
людях, а общение принимает ярко выраженную
познавательную форму. Основным средством
общения становится речь, которая
позволяет ребенку получать информацию
и обсуждать с взрослыми окружающий мир.
От 6 до 7 лет детское
общение принимает личностную форму.
Дети начинают задавать вопросы о человеке
и его сущности. Это момент является
наиболее ответственным в социальном
становлении маленького гражданина - он
зачастую нуждается в эмоциональной
поддержке, понимании и сопереживании.
Взрослые являются для детей образцом
для подражания, потому они активно
перенимают их стиль общения, особенности
поведения и формируют собственную
индивидуальность.
Самая удобная форма
развития малыша в любом возрасте -
игровая. Социальное развитие дошкольников
происходит также через игру. Это ведущая
деятельность детей вплоть до семилетнего
возраста. А общение - ее составляющая.
Играя, ребенок быстро развивается: и
эмоционально, и психически, и социально.
В
игру малыш привносит быт: походы в
магазин, передвижение в транспорте,
"дочки-матери", доктор.
Он
создает себе ситуацию, фантазирует,
воображает что-либо и таким образом
старается чувствовать себя взрослым,
как бы "примеряет" на себя его
поведение, учится участвовать в социальной
жизни. В игре дети прорабатывают разные
пути и варианты: как разрешить конфликт,
что одобрить, как выразить недовольство,
поддержать. Так он учится адекватно
взаимодействовать с окружающим миром.
Дошкольникам помимо
игры важны еще беседы, учеба, упражнения,
музыка,
чтение, наблюдение и обсуждение. Стоит
поощрять взаимопомощь друг другу,
обращать внимание на любые совершенные
нравственные поступки. Все это кирпичики,
строящие личность человека.
В дошкольном возрасте
ребенок глубоко воспринимает все
прекрасное, потому задача родителей –
познакомить его с лучшими человеческими
творениями. С ним можно ходить в кино,
на концерты, в музеи.
Кстати, подобное развивает и самого
взрослого: ему нужно как следует
подготовиться ко всему этому, ведь
ребенок задаст кучу вопросов.
Важно помнить: если
у взрослого плохое настроение, не стоит
играть с ребенком - он слишком восприимчив
к фальши, а потому может перенести эту
форму поведения и на себя.
|